Налоги


Китай является одним из крупнейших рынков в мире и привлекает все больше глобальных инвесторов для продвижения на китайский рынок. Чтобы вести бизнес наиболее экономически эффективным образом, иностранным инвесторам необходимо понять все возможные соответствующие налоговые затраты, которые могут возникнуть в Китае, прежде чем принимать инвестиционное решение. Кроме того, различные виды инвестиционной деятельности будут вызывать различные виды налогов. Ниже приводится краткое введение в систему налогообложения КНР.

Основные налоги в КНР

Основные налоги, применимые к иностранцам, предприятиям с иностранными инвестициями («FIEs») и иностранным предприятиям («FES»), осуществляющим бизнес в Китае:


Подоходный налог

Налог на прибыль («ННП») - стандартная налоговая ставка составляет 25%, но налоговая ставка может быть снижена до 15% для квалифицированных предприятий, которые заняты в отраслях, поощряемых правительством Китая (например, новые/высокотехнологичные предприятия и некоторые интегрированные предприятия). Налоговые каникулы также предлагаются предприятиям, занятым в поощренных отраслях. Другие льготы ННП также доступны для предприятий-резидентов в Китае.

Удержание налога на прибыль с платежей нерезидентам - льготная ставка 10% в настоящее время применяется к процентам, аренде, роялти и прочим пассивным доходам.

Налог на доходы физических лиц («НДФЛ») - прогрессивные ставки варьируются от 3% до 45%.


Налог на операции (налог с оборота)

Налог на добавленную стоимость («НДС») - применяется к продаже товаров, за исключением объектов недвижимости, и предоставлению трудовых услуг, связанных с обработкой товаров и услугами по ремонту и замене в пределах Китая. Стандартная налоговая ставка составляет 17%, а некоторые предметы первой необходимости облагаются налогом в 13%.

Налог на потребление - применяется к 14 категориям расходных материалов, включая табак, алкогольные напитки, косметику, ювелирные изделия, фейерверки, бензин, дизельное топливо, шины, мотоциклы, автомобили, оборудование для гольфа, яхту, роскошные часы, одноразовые палочки для еды и деревянную половицу. Налог рассчитывается на основе продажной цены и / или объема продаж.

Бизнес налог - применяется к предоставлению услуг (исключая услуги по обработке и ремонту и замене услуг), передаче нематериальных активов и продаже недвижимости в Китае. Налоговые ставки варьируются от 3% до 20%.


Налог на конкретную цель

Налог на прирост стоимости земли - налог, взимаемый с доходов, полученных от сделок с недвижимостью, по прогрессивным ставкам в диапазоне от 30% до 60%. Прибыль рассчитывается на основе «суммы повышения стоимости земли», которая представляет собой превышение суммы возмещения, полученного от передачи или продажи, над «общей суммой вычета».


Налог на ресурс

Налог на ресурсы - налог, взимаемый с природных ресурсов, как правило, в тоннаже или в натуральном выражении по ставкам, установленным Министерством финансов. Налогооблагаемые национальные ресурсы включают сырую нефть, природный газ, уголь, другие сырые неметаллические минералы, сырые черные металлы, минералы цветных металлов и соли (как твердые, так и жидкие).


Налог на имущество

Налог на недвижимость - налог, взимаемый с владельцев, пользователей или хранителей домов и зданий по ставке 1,2% от первоначальной стоимости с определенным вычетом или 12% от стоимости аренды.


Налог на поведение

Транспортный и судовой налог - налог, взимаемый в фиксированной сумме ежегодно с владельцев транспортных средств и судов, используемых в Китае.

Налог на приобретение автотранспортных средств - 10% от налогооблагаемого вознаграждения будет взиматься при любой покупке и импорте автомобилей, мотоциклов, трамваев, прицепов, электрических автобусов, тележек и некоторых типов грузовых автомобилей.

Гербовый сбор - налог, взимаемый с предприятий или частных лиц, которые оформляют или получают «указанную документацию» в Китае, и ставки налога варьируются от 0,005% до 0,1%.


Таможенные пошлины

Таможенные пошлины - пошлины накладываются на товары, импортируемые в Китай, и обычно оцениваются по стоимости «ССФ» (стоимость, страхование и фрахт). Ставка пошлины зависит от характера и страны происхождения импортируемых товаров.


Налог взимается финансовым отделом

Налог на поступление - налог, взимаемый с получателей или правопреемников при покупке, дарении или обмене прав собственности на землю или недвижимость, при этом ставки налога обычно составляют от 3% до 5%.


Новости в области налогового законодательства и администрирования в Китае.

Торговля и таможня

В 2018 года США и Китай ввели ряд тарифных мер, направленных на импорт друг друга. Еще неизвестно, могут ли быть решены основные проблемы, которые привели к этой ситуации, или это предвещает более долгосрочный сдвиг в глобальной экономической среде. На этом фоне таможенное управление приобрело еще более важное значение, чем когда-либо прежде, и предприятия, сталкивающиеся с новыми тарифами, должны рассмотреть альтернативные торговые механизмы, реструктуризацию цепочки поставок и использование новых таможенных правил.

Налоговая реформа США

Вступление в силу Закона США о налоговой реформе в 2018 году может иметь преобразующее значение для мировой налоговой среды. Новые нововведения, такие как минимальные налоги на экспорт в рамках глобального нематериального дохода с низкими налогами и на импорт в рамках базового налога на эрозию от злоупотреблений, необходимо будет рассмотреть в сочетании с изменением условий мировой торговли при оценке структурирования инвестиционной и деловой активности в Китае и за его пределами.

Исходящие инвестиции 

В 2018 году правительство Китая продолжало вкладывать значительные средства в политику поддержки исходящих инвестиций, особенно в юрисдикции «Один пояс и один путь». Это включало усовершенствование иностранных налоговых льгот, содействие более широкому использованию процедуры взаимного соглашения и соглашений о предварительном ценообразовании, а также рационализацию административного контроля за исходящими инвестициями.

Налоговая трансформация

В 2018 году продолжалась рационализация налоговой администрации Китая с объединением тысяч местных налоговых бюро и государственных налоговых бюро. Китай также предпринял дальнейшие важные шаги в этом году, чтобы перевести налоговую систему на полную цифровизацию и самооценку, а также полагаться на налоговые меры, основанные на рисках и данных. Эти тенденции повышают эффективность налоговых органов, а также открывают возможности для искушенных налогоплательщиков для достижения большей налоговой определенности посредством инвестиций в системы и более глубокого взаимодействия с властями.

Цифровая экономика

Увеличение размера и сложности цифровой экономики в Китае, а также быстрое распространение предприятий цифровой экономики в Китае на зарубежные рынки выдвигают на первый план ряд сложных налоговых вопросов. К ним относятся способ, которым новые бизнес-модели цифровой экономики опережают способность существующих налоговых правил и администрации решать их, вопросы о налоговой роли платформ, а также трансграничные вопросы по форексу, удержанию налога и НДС. Налоговые тенденции цифровой экономики вокруг Азиатско-Тихоокеанского совета и в глобальном масштабе, включая усилия по выработке глобального консенсусного решения, также имеют решающее значение.

Налог на доходы физических лиц 

Проведена долгожданная масштабная реформа НДФЛ в Китае. С 1 января 2019 года внесены изменения в порядок исчисления НДФЛ, также введен ряд детализированных вычетов при одновременном снижении налогового бремени многих налогоплательщиков. В то же время новые положения НДФЛ и изменения в правилах налогового резидентства имеют серьезные последствия для физических лиц с высокими доходами и для глобального налогового планирования. 


31 августа 2018 года Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял поправку о реформировании Закона об индивидуальном подоходном налоге КНР. Поправка вступила в силу с 1 января 2019 года. Пересмотренная стандартная таблица персональных вычетов и налоговых ставок стала применяться с 1 октября 2018 года.


Более строгие критерии определения «резидента».

Новый закон вводит определения «резидент» и «нерезидент». Согласно новому закону, лица, которые проживают в материковом Китае или не проживают в стране, но находятся в материковом Китае 183 дня или более в течение календарного года, считаются налоговыми резидентами Китая и облагаются подоходным налогом с дохода по всему миру.

В предыдущем законе об индивидуальном подоходном налоге рассматривается вопрос о том, находилось ли лицо, не проживающее по месту жительства (обычно называемое «иностранцами и жителями Гонконга, Макао и Тайваня»), в течение одного года в материковом Китае, чтобы определить его статус проживания. Новые критерии для удовлетворения теста на физическое присутствие в течение 183 дней в календарном году являются более строгими, чем предыдущий закон.

Ожидается, что это изменение окажет значительное влияние на иностранцев и жителей Гонконга, Макао и Тайваня с точки зрения их налогового положения и условий труда в материковом Китае. Эти люди обеспокоены тем, будут ли они инициировать налоговые обязательства Китая в отношении своих доходов по всему миру, если их физическое присутствие в материковом Китае достигнет или превысит 183 дня в календарном году.

Важно отметить, что в предыдущих правилах налогообложения Китая действовало «правило пяти лет» для иностранцев, а также жителей Гонконга, Макао и Тайваня. Это правило предусматривает, что доход, полученный не из Китая (например, дивиденды, полученные от иностранных компаний и доход от передачи зарубежной собственности), может быть освобожден от налогообложения, если физическое лицо проживает в материковом Китае не более пяти полных последовательных лет, при условии, что такой доход не выплачивается китайской компанией или организацией.

По сравнению с пятилетним правилом, для некитайского гражданина будет гораздо труднее оставаться в материковом Китае менее 183 дней в течение одного из пяти календарных лет, чем оставаться в материковом Китае менее полного года согласно предыдущему правилу (то есть пребывание за пределами материкового Китая более 30 дней в одной поездке или более 90 совокупных дней в течение одного из пяти календарных лет).


Создание комплексной налоговой системы и упрощение категории доходов.

Новый закон об индивидуальном подоходном налоге объединяет четыре типа трудового дохода, включая заработную плату, вознаграждение за личные услуги, вознаграждение автора и роялти, в одну категорию (далее именуемая «консолидированный доход»). Из вознаграждения за личные услуги и роялти может быть вычтено 20% для расчета налогооблагаемого дохода. В частности, подоходный налог с авторского вознаграждения будет начисляться на 70% чистого дохода после вычета 20% предполагаемых расходов.

Между тем, доходы, полученные от отдельных видов промышленной, коммерческой производственной и операционной деятельности, и доходы, полученные от контрактных или лизинговых операций любого предприятия или учреждения, консолидируются в доход, полученный от деловых операций.

Таблицы налоговых ставок для консолидированного дохода и доходов, полученных от деловых операций, остаются такими же, как те, которые указаны в налоговом уведомлении от июля 2018 года.


Устанавливается освобождение от налогов для механизма консолидированного дохода, увеличивается пороговая сумма освобождения от налогов и вводятся специальные дополнительные налоговые вычеты.

Увеличивает стандартный налоговый вычет для консолидированного дохода до 60 000 юаней / год

Вводит конкретные дополнительные налоговые вычеты, в том числе уход за престарелыми, образование детей, непрерывное образование, медицинские расходы при серьезных заболеваниях, проценты по жилищному кредиту или аренду жилья.

Устанавливает категорию благотворительных пожертвований, допустимых для налоговых вычетов: Благотворительные пожертвования, не превышающие 30% от валового налогооблагаемого дохода, допустимы для налоговых вычетов. На пожертвования, сделанные в определенные благотворительные организации, может не распространяться ограничение в размере 30% франшизы, если оно одобрено Государственным советом.


Каковы последствия для иностранных работников и их работодателей?

Иностранные служащие могут понести большие налоговые расходы, учитывая неопределенность в отношении следующих пунктов:

Продолжит ли действовать правило пятилетнего освобождения для иностранных доходов?

Детализированные вычеты, которые будут введены в рамках нового режима, заменят существующие налоговые льготы для экспатриантов?


Доход от оффшорных инвестиций будет введен в налоговую сеть Китая?

Работодатели, которые нанимают иностранных работников в Китае, вероятно, столкнутся с дополнительными расходами из-за:

Потери иностранных талантов в результате увеличения налоговых расходов и невозможности получить уравнивание налогов.

Необходимости учитывать больший налоговый счет иностранных работников в вознаграждении после реформы.

Потенциальное увеличение расходов на соблюдение.