Китай и США 


Последние несколько лет две крупнейшие экономики мира переживают осложнение отношений, однако на сегодняшний день они ограни чины лишь введением взаимных таможенных пошлин. С начала 2018 года правительство США объявило о серии тарифных мер, направленных на экспорт Китая в США. Китай также ввел ответные тарифные меры аналогичного масштаба и интенсивности, направленные на продукты, происходящие из США. Тарифы влияют на любую компанию, экспортирующую продукты из Китая, независимо от ее национальной принадлежности, но более широкие изменения особенно ограничивают китайские компании и китайских инвесторов. Источники торговых проблем между Китаем и США связаны со многими политическими и экономическими причинами, и ожидается, что их будет трудно полностью решить в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Действительно, в худшем случае ситуация может перерасти в более длительный торговый конфликт, имеющий важные последствия для международной торговой среды. 

Уровень китайских инвестиций в Соединенные Штаты упал более чем на 70% в 2018 году и, вероятно, еще больше снизится в этом году. На стартап-пространстве США это означает потерю инвестиционных фондов из Китая, которые предлагали расширенный доступ к рынку Китая в обмен на инвестиции. В некоторых частях американского стартап-рынка оценки могут существенно упасть по мере ухода китайского капитала. С гораздо меньшей наглядностью китайские компании также сталкиваются с растущими проблемами доступа к рынкам в Соединенных Штатах, особенно в сфере B2B. Федеральное правительство США не только ограничивает свои собственные покупки товаров и услуг у китайских компаний, но и не рекомендует это делать своим основным поставщикам. Например, США также пытались убедить Европейский Союз и других не покупать у Huawei Technologies и ZTE, так как они получили запрет на распространение своих гаджетов в США.

Возможности для китайских исследователей работать на ведущих учебных заведениях США также подверглись ограничениям. Меньшее количество исследователей и студентов смогут отправиться в Соединенные Штаты. Таким образом они направятся в другие страны, например, университеты в Соединенном Королевстве и Австралии могут столкнуться с большим спросом. Помимо проблем с получением виз для исследователей и студентов, китайские бизнесмены отмечают, что процесс подачи заявления на получение грин-карты почти полностью остановлен.

Краткосрочное влияние одних только тарифов на ВВП Китая является не большим- порядка 0,5 – 0,8% ВВП. Но если тарифы приведут к потере рабочих мест в Китае, а затем и к снижению доверия потребителей, среднесрочное влияние будет намного сильнее. Затем, в сочетании с более широким набором экономических барьеров для экономического взаимодействия между США и Китаем, китайские корпорации могут изменить свои основные бизнес-операции и структуры капитала.

Ожидается, что из за уже действующих таможенных пошлин между двумя экономиками Китай будет больше импортировать у ЕС и других азиатских поставщиков, это, в свою очередь, может повлиять на структуру глобальных цепочек поставок.

В США нарастает беспокойство растущей настойчивостью Китая за его границами. Инициатива «Один пояс, один путь» рассматривается, скорее, как геоэкономическимй инструмент для расширения влияния Китая, чем как программа развития.

По мнению многих аналитиков, Китай не пойдет на дальнейшую эскалацию конфликта и не выйдет за пределы войны торговых пошлин. Однако конечные выводы делать ещё рано. Единственное, о чем можно с уверенностью утверждать- это то, что такая война может выйти за пределы двух стран и оказать дестабилизирующее влияние на мировые рынки.