АСЕАН


АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - одна из старейших региональных организаций. Причины и цели создания обусловлены эпохой: 1967 год – разгар Холодной войны, Азия становится местом борьбы за идеологических союзников между СССР и США, «коммунистическая угроза» все ближе подступала к Юго-Восточному субрегиону. Существенной причиной создания объединения стали проблемы, возникшие после Второй Мировой Войны, когда страны Юго-Восточной Азии вышли из колониальной зависимости европейских держав, а именно – территориальные споры доколониального периода и территориальные споры постколониального периода, возникшие из-за нового передела границ Европейским державами, многие из которых не разрешены до сих пор. Возникший рост национального самосознания после 1945 года также создавал напряженность внутри региона.

В связи со сложившейся ситуацией и желанием сохранить свою независимость, страны субрегиона объединились с целью обеспечения внешней и внутренней безопасности и содействия экономическому и политическому процветанию. «Бангкокская декларация» о создании организации была подписала в 1967 году пятью странами-основательницами -Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Данный документ содержит основные цели и установки. В преддверии 10-летия АСЕАН в 1976 году на Балийском саммите был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, который заложил базовые принципы работы организации:

1) Уважение независимость и суверенитета каждого члена;
2) Право на самостоятельность без вмешательства извне;
3) Невмешательство во внутреннюю политику членов;
4) Урегулирование конфликтов внутри региона мирным путем;
5) Запрет на применение силы и угроз силой;
6) Укрепление солидарности организации;

Интересно, что устав организации появился лишь в 2007 году. Для его разработки дважды создавались проектные группы – «Группа выдающихся людей АСЕАН», 2005 год и «Целевая группа высокого уровня по составлению проекта устава», 2007 год. Важнейшей задачей, которая ставилась перед разработчиками, было создание такого документа, который подходил бы не только для работы организации, но и для создания интеграции в регионе схожей с Европейским Союзом. Устав был подписан 20 ноября 2007 года, вступил в силу 15 декабря 2008 года. На современном этапе интеграция такого уровня все еще не достигнута, однако АСЕАН медленно делает шаги в этом направлении. 

Ассоциация достаточно долго просуществовал в составе 5 государств. Расширение началось лишь с 1984, когда активная фаза идеологического противостояния в мире завершилась. К 1999 году организация приняла свой современный вид и сегодня состоит из 10 государств: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. В статусе наблюдателя состоят Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор.

АСЕАН классифицируют как политическую, экономическую, культурную, региональную межправительственную организацию. Высшим органом является Встреча глав государств и правительств, которая, согласно уставу, должна проводиться не менее 2 раз в год. Во время встреч определяются ключевые направления деятельности, принимаются важные решения по работе организации, заключаются соглашения. Координирующий орган – Совещания министров иностранных дел. Заседания проводятся несколько раз в год, их основной целью является подготовка грядущей встречи глав государств, а также координация встреч министров по другим отраслям. Текущее руководство АСЕАН осуществляет Постоянный комитет, который возглавляется министром председательствующей страны и включает в себя послов других государств. Секретариат организации находится в Джакарте. 

АСЕАН подразделяется на 4 основных департамента: Сообщество политической безопасности, Экономическое сообщество, Социокультурное сообщество, Сообщество по корпоративным вопросам. Каждый департамент подразделяется на комитеты, которых в совокупности 11. Они, в свою очередь, делятся на более мелкие отделы. Также в рамках АСЕАН существует Региональный форум Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по безопасности. Форум является главной диалоговой площадкой членов АСЕАН и других государств, международных организаций. Формат существует с 1994 года, основные цели – достижение конструктивного диалога, применение метода превентивной дипломатии для разрешения конфликтов на территории региона. Сегодня участие в форумах принимает 37 членов, включая США, Россию, Канаду, Австралию и Евросоюз.

Кроме основных целей (поддерживать мир в регионе, способствовать процветанию, сотрудничать с международными организациями), объединение также занимается вопросами окружающей среды (изменение климата, загрязнение воздуха, экология, энергетическая безопасность), проблемой голода, вопросом ядерного оружия и другими.

Главной задачей АСЕАН является преобразование организации в интеграционное объединение. В 1992 году членами Ассоциации было подписано Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе, которое также легло в основу АФТА (ASEAN Free Trade Area) – экономическое объединение членов АСЕАН.  Цель соглашения – снизить тарифные барьеры на определенные группы товаров, повысить конкурентоспособность каждой экономики в отдельности. Так, в период 1993-1998гг. тарифы на основные товары были снижены с 12,6% до 6,1% соответственно. Также устанавливались конкретные временные рамки для осуществления поставленных задач. Однако в 90-е годы АСЕАН претерпевала расширение состава, в следствие чего рамки неоднократно смещались. Предположительно, в случае успешного функционирования соглашения, к началу 00-х годов между странами Юго-Восточной Азии действительно возможно создание единой зоны свободной торговли. На практике над этим до сих пор ведется работа. 

В совокупности проект ЗСТ и Соглашение АСЕАН о торговле товарами 2009 года позволили добиться существенных успехов. Согласно статистике, к 2015 году создание единого рынка завершено на 92,4%, конкурентоспособность региона выросла на 90,5%, включенность ЮВА в глобальную экономику составляет 100%. При этом каждой стране региона предоставляются равные условия для развития. Постепенно страны АСЕАН приходят к единым стандартам и унифицируются. Для усиления интеграционных экономических процессов создаются общие проекты, нацеленные на развитие транспортной инфраструктуры в регионе, запускается общий газопровод, некоторые члены объединили свои биржи. Но вместе с тем, с точки зрения международной торговли, экономический уровень стран в организации разный, что создает трудности для иностранных инвесторов при двустороннем сотрудничестве. В качестве единого целого АСЕАН более привлекательный торговый партнер.

Кроме проекта по созданию внутренней зоны свободной торговли Ассоциация также активно продвигает проект Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП). В этом формате к составу АСЕАН добавляются еще 6 государств: Австралия, Индия, КНР, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония. Переговоры об общей зоне свободной торговли ведутся с 2012 года. В связи с разными уровнями экономического развития, отличиями в законодательствах и налоговых системах, найти точки соприкосновения достаточно трудно. Тем не менее ВРЭП является крупнейшей экономической зоной.

Для привлечения иностранного капитала в рамках АСЕАН в 1998 году также была создана зона свободных инвестиций. В нее входят все члены организации. В ее рамках страны предоставляют национальный режим, налоговые льготы, отменяют ограничения на долю иностранного капитала. Однако здесь существуют временные ограничения: до 2010 года преференции должны быть предоставлены инвесторам из стран АСЕАН, до 2020 – инвесторам из третьих стран. Что касается отраслевых ограничений, некоторые сферы будут закрыты для иностранных инвестиций с целью защиты национального производителя и местного бизнеса.

В 2019 году на повестке дня большинства саммитов, форумов и встреч АСЕАН стоят обсуждения следующих программ развития: «АСЕАН-2025: вместе в будущее», «Видение АСЕАН-2025», «Взаимосвязанность АСЕАН-2025». Все три программы главной целью ставят развитие организации как интеграционного объединения. Одним из крупнейших достижений в 2019 году стало решение о завершении переговоров по ВРЭП на саммите в Бангкоке 20-23 июня 2019 года. Согласно мнениям экспертов, в течение года АСЕАН и страны-участницы ВРЭП подпишут соглашение о создании общей зоны свободной торговли, что активирует работу самой большой ЗСТ в мире, где сосредоточится около 50% мировой экономики. Также ключевым решением саммита стало подписание концепции Индо-Тихоокеанского региона, согласно которой АСЕАН позиционирует себя ключевым игроком в регионе. В текущем году также проводились встречи по вопросам сохранения окружающей среды, ядерного оружия. Весьма актуальными являются вопросы безопасности, в особенности сфера контроля наркотрафика и транснациональной преступности. По этой повестке была проведена министерская встреча АСЕАН 3 апреля 2019 года в Бангкоке.

Одним из давних экономических партнеров организации является Россия. Взаимоотношения начались в 1991 году в рамках Диалога. С 1996 года Российская Федерация является полноформатным диалоговым партнером АСЕАН. В течение почти 30-летнего сотрудничества между сторонами был заключен ряд соглашений о развитии партнерства в экономической и политической сферах, на регулярной основе проводятся совещания министров экономики всех участников Диалога и с 2005 года саммиты «Россия-АСЕАН».

Структура формата «АСЕАН + Россия» включает в себя Совместный комитет сотрудничества Российская Федерация-АСЕАН, Финансовый фонд диалогового партнерства и Деловой совет Россия-АСЕАН, созданный в 1998 году, для развития экономического сотрудничества.

В 2016 году Россия и Ассоциация провели совместный саммит в Сочи, по итогам которого была составлена «Дорожная карта» делового сотрудничества. Согласно подготовленным докладам, уже в 2014 году АСЕАН вошел в десятку крупнейших торговых партнеров России с совокупным товарооборотом $22,5 млрд и объемом инвестиций - $698 млрд за период 2012-2014гг.

В 2018 году на Деловом совете «Россия-АСЕАН» был заключен меморандум о взаимопонимании, который был направлен на создание «экономической цифровой среды» между странами. Также был подписан меморандум о развитии сотрудничества в экономике между АСЕАН и ЕЭК. По итогам 2018 года экспорт товаров АСЕАН в Россию составил $8 млрд, импорт российских товаров составил $14 млрд. Несмотря на достаточно высокие показатели товарообмена Россия-АСЕАН, ключевыми партнерами Ассоциации все же остаются Китай, Япония и Южная Корея.

Россия имеет экономические отношения не только с АСЕАН как с организацией, но и с каждым членом в частности. Так, на 2015 год товарооборот с Брунеем составил $25млн, с Вьетнамом – $3,9 млрд, c Индонезией – $1,96 млрд, с Королевством Камбоджа – $110,7 млрд, с Лаосом – $16,5 млн, с Малайзией – $225 млн, с Мьянмой – 1$30,5 млн, с Сингапуром – $715 млн, с Таиландом – $2,05 млрд, с Филиппинами – $587,5 млн. Ключевыми отраслями взаимодействия являются: сельское хозяйство, поставки оборудования и техники, ядерная энергетика, нефтегазовая отрасль, военно-техническая отрасль и вооружение, научно-техническая отрасль, освоение космического пространства, туризм и др.

Важно отметить, согласно последней Внешнеполитической концепции РФ от 2016 года, Вьетнам является стратегическим партнером России. На 2019 год Вьетнамская Республика является первым и пока единственным государством, с которым было заключено Соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС – региональной экономической интеграционной организацией на Евразийском пространстве, в которой Россия играет ведущую роль. Главной сферой экономического сотрудничества между странами является энергетика.

Перспективным направлением взаимодействия с АСЕАН для России является участие в энергетической региональной системе. По прогнозам, к 2040 году спрос на электроэнергию и другие энергетические ресурсы вырастет до 80%. В связи с сейсмической активностью и количеством природных катастроф в регионе, в области «зеленой» экономики могут быть востребованы российские технологии по опреснению воды. Транспортная инфраструктура также может стать сферой российских инвестиций. 

Сегодня АСЕАН является одним из наиболее перспективных и развивающихся регионов мира. На АСЕАН приходится 48,3% населения, 23,3% мировой торговли, 29,2% мирового ВВП. Темпы роста экономик стран-участниц в 2018 году превысили 5%. Суммарный экспорт на 2018 год составил $1,5 трлн, импорт - $1,4 трлн. По состоянию на 2019 год, наиболее высоким ВВП обладает Индонезия – $1100,00 млрд, на втором месте Таиланд – 516,66 млрд, далее Малайзия - $373,45 млрд, Сингапур – 372,81 млрд,  Филиппины – $356,68 млрд, Вьетнам – $260,30 млрд, Мьянма - $65,67 млрд, Камбоджа – $26,98 млрд, Лаос – $20,15 млрд, Бруней – $13,33 млрд. Лидерами экспорта в Ассоциации являются Сингапур, Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия. Лидеры импорта – Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Малайзия, Индонезия. Преобладающей отраслью среди всех членов организации является сфера услуг, исключение – Бруней. Там преобладающей сферой является промышленность. В 2017-2018 годах показатель внешнеторгового оборота стран АСЕАН был равен $590,23 млрд, что существенно выше, чем у КНР, США, Японии, Южной Кореи и Европейского Союза.